Выбор людей с пожеланиями из столицы

Нынешняя весна выдалась весьма волнительной для российских губернаторов – на фоне сентябрьских выборов в ряде регионов отставки и даже аресты, как случилось с главой Марий-Эл Леонидом Маркеловым, среди своих коллег многих первых лиц в своих областях заставили напрячься – а вдруг следующий в очереди я?

Свердловский губернатор Евгений Куйвашев в плане доверия центра может быть спокоен. Недавно он подал в отставку и тут же получил от президента доверительные «и.о.» - этакий попутный ветер от Кремля, чтобы спокойно готовиться к выборам в сентябре, об участии в которых он заявлял уже не раз.

За Куйвашева, ставшего у руля области в мае 2012-го, «подписался» и бывший глава региона, ныне член Совета Федераций Эдуард Россель, сказавший, что «Для Свердловской области это хороший знак. Это говорит о том, что президент России оценил работу Евгения Куйвашева на посту губернатора за прошедшие пять лет. Значит, он обладает потенциалом для того, чтобы проработать в этой должности следующий срок».

В общем, административные карты для Куйвашева пока ложатся в правильном порядке. На этом фоне он постарался не выделиться и по до доходам. Заявленные в декларации 3,3 миллиона рублей за 2016 год вполне скромненько смотрятся в сравнении с большинством коллег его уровня и даже на фоне 9,9 миллионов его супруги показывают, кто в доме «добытчик». Но все понимают – чиновнику Куйвашеву просто по закону не положено быть большим «коммерсом». В таких ситуациях роль «свадебных генералов» всяких там семейных бизнесов по сложившейся традиции отводится женам, детям и родителям.

Примерно той же политики придерживаются и ближайшие соратники губернатора, большинство из которых, судя по всему, не прочь с новым сроком Куйвашева сохранить за собой нынешние теплые местечки. И.о. главы регионального министерства по управлением госимуществом Сергей Зырянов не стал обгонять своего начальника, заработав за прошлый год почти те же 3,3 миллиона – но его супруга-бизнес-вумен принесла в семейную копилку в 10 раз больше мужа-чиновника – без малого 34 миллиона. Правда, если перечислять недвижимость обоих супругов, листа не хватит – проще сказать так: тысячи квадратных метров жилых, нежилых и гаражных помещений, причем, не только в России.

Верный соратник Куйвашева министр соцзащиты Андрей Злоказов за 2016 год «разбогател» на 2,3 миллиона против 17,4 миллионов жены, а вот глава администрации губернатора оказался не в силах себя сдерживать и едва ли не единственный в окружении Куйвашева обогнал свою дражайшую половину по заработку – 23 миллиона против ее двадцати. Ну, и как у всех – люксовые иномарки, участки в тысячи гектаров, квартиры сотнях метров и прочая присущая «слугам народа» мелочевка.

Ресурс против доверия

В общем, более-менее команда нынешнего губернатора подходила бы к предстоящим выборам спокойно – если бы не одно «но». Вернее, один – но серьезный противник. Мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман, рейтинг которого растет с каждым годом и судя по официальным статистикам и опросам среди жителей города.

Для закончившего 2016 год на 62 месте в рейтинге губернаторов назначенного в свое время сверху Куйвашева избранный народный мэр Екатеринбурга с первого дня стал «красной тряпкой».

Губернатор «гнул» мэра, как только мог, используя весь свой административный потенциал. Что говорить, когда только в первый день вступления в должность Ройзман дважды был вызван на допрос для дачи показаний по тем или иным проверкам.

А все потому, что там, где «младшему по званию» принято «молчать в тряпочку», Ройзман выступал – как в случае, когда в октябре 2015 года Екатеринбург был лишен градостроительных полномочий и 2% доходов от НДФЛ. По поводу передачи градостроительных полномочий Евгений Ройзман не раз высказывался и даже писал обращение в Заксобрание с просьбой не отбирать полномочия у города. Благодаря выступлениям главы города и его довольно едким заявлениям популярность его значительно выросла не только среди жителей Екатеринбурга, но и в других районах Свердловской области.

Тогда обозленный губернатор вместе с помощниками даже разработали законопроект о переименовании должности Ройзмана и даже провели его через Заксобрание под одобрение местных «единороссов» и только звонок из Кремля, где губернатору посоветовали пока не обострять ситуацию, не дал этому политическому беспределу воплотиться в жизнь.

И, тем не менее, конфронтация мэра и губернатора со временем превратилась в настоящую войну, в которой Ройзман не оставался в долгу, например, открыто обвиняя главу региона в причастности к выводу бюджетных 29 миллионов рублей в аффилированные с его ближним кругом частные структурыИ вот на фоне обостренных отношений этих двух «знатных уральских господ», каждый из которых пожелал принять участие в сентябрьских выборах на пост главы региона, Кремль не стал исполнять роль третейского судьи, похоже, став на сторону одного из них. По крайней мере, так можно понять полномочного представителя президента в Уральском федеральном округе Игоря Холманских, впервые официально встретившегося с мэром Екатеринбурга Евгением Ройзманом и то лишь для того, чтобы дать тому «совет» - отказаться от участия в губернаторских выборах. Видимо учтя всё для победы «своего» губернатора, центр промахнулся лишь с одним – сегодняшней популярности мэру областного центра вполне может хватить, чтобы стать осенью главой региона. А это ломает все планы «сообщников» из Кремля и местной правящей «братии».

Правда, в Кремле почти сразу опомнились – ведь официально у нас демократия и надо было держать лицо. На недавнем семинаре для ответственных за политику вице-губернаторов, который проводила администрация президента и, на котором присутствовал первый заместитель губернатора Свердловской области Владимир Тунгусов, и где речь шла о том, как бы в той же Свердловской области «победить по быстрому» - то есть, в один тур, о втором туре заговорили, как о возможном в случае участия в выборах Евгения Ройзмана, и этого участия, судя по всему, не избежать. То есть, как бы между слов можно было прочитать – несговорчивого Ройзмана больше не станут уговаривать сойти с дистанции. Хотя едва ли это признание своего бессилия центром – просто в дальнейшем, видимо, будут искать иные рычаги воздействия. Хотя, Ройзману к ним не привыкать. 

Не пойман – не вор, а пока… губернатор?

Оппонируя Куйвашеву, мэр Ройзман бил на то, что глава региона ведет дела, скажем так, не совсем честно. Если не брать на веру слова мэра, а просто пройтись по делам и делишкам губернатора, видим мы следующее.

За время правления регионом Евгения Куйвашева из-за разного рода неприглядных историй со своих постов уволились (или были уволены) порядка десятка заместителей губернатора. Самые известные из этих «неприглядных» историй – это выявление счетной палатой неэффективного расходования бюджетных 40 миллионов структурами областного министерства по управлению госимуществом (МУГИСО), которое Куйвашев и его соратники  похоже, превратили в настоящий механизм для вывода активов, а это значит, что за дело должны взяться следователи и оперативники.

Так же, как и в случае, когда корпорация «СТС», подконтрольная соратникам губернатора получила «Облкомуннэнерго», в чем эксперты увидели рейдерский захват, а  оппозиция из «местных» парламентариев высказал недовольство тем, что региональная «коммуналка» переходит под контроль чужаков.

Но чтобы всей правоохранительной мощью обрушиться на губернатора и его окружение, нужна отмашка центра – но центру, судя по всему, Куйвашев пока зачем-то нужен.

В прошлом году силовики уже пытались разворотить это воистину мафиозное министерство госимущества, арестовав его руководителя Алексея Пьянкова вместе с замами по подозрению в выкупе зданий для их сноса и расширения территории стадиона для подготовки к ЧМ-2018 по завышенной цене и получении взятки в 31,5 миллион рублей.

Но позже удивительным образом суд вставил палки в колеса следствию, признав сделку по покупке того самого злополучного здания законной, то есть не завышенной по цене, разрушив главный аргумент сыщиков – ведь взятку Пьянкову «следаки» вменяли, танцуя именно от завышенного ценника.

А сам Пьянков, тогда уже уволенный из министерства, воодушевленный судебным решением, даже подал заявление о привлечении к ответственности теперь уже следователей сфабриковавших, по его мнению, против него уголовное дело.

Следствие, конечно, еще не закончено – но, хотя силовики, чтобы совсем дело не развалилось, пробуют поднять какие-то старые грешки фигуранта, похоже, эта атака местных правоохранителей на местную же коррупцию фактического результата уже не даст. Ведь когда на «горячем» берут члена регионального правительства, следователям всегда интересна не только вся цепочка махинаций, но и «звенья» этой цепи в лицах, фамилиях и должностях, включая самых-самых.

Кремль дает Куйвашеву шанс – что скажет народ?

Но «самому-самому» в центре только что дали карт-бланш на выборы – а, значит, «маски-шоу» с задержаниями и разоблачениями пока, скорее всего, попросят притормозить. И для того, чтобы правда восторжествовала, остается лишь надеяться, что в сентябре на Урале волеизъявление народа еще даст фору административному ресурсу нынешних назначенцев, а центру лишний раз напомнит, как страшно далеки в нем от простых людей. А ведь эти люди еще и избиратели, которые после сентябрьской «репетиции» этого года в году следующем придут на другие выборы. Будет ли им интересен нынешний… «административный ресурс»?

Захотят ли они и на следующие пять лет нынешнего губернатора? Ведь если вспомнить начало правления Куйвашева, можно сказать, что пришел он на все готовое. Первую десятилетку 21 века Свердловская область во всех рейтингах благополучия, кроме, разве что экологического, находилась на первых позициях.

Но уже к концу 2012-го регион впервые за много лет не попал в топ-10 инвестиционно-привлекательных субъектов. Дальше - больше, вернее – хуже. Отсутствие реальных программ развития, все большая закредитованность области и, как следствие, падение показателей по всем позициям.

Простой пример. По  рейтингу «Форбс», если в 2011-м Свердловская область шла второй после Татарстана по темпам развития, то в 2017-м область вошла в список экономически депрессивных регионов. И это, как его часто называли, «опорный край державы». Скопление больших производств, которые до 2012-го даже уже в начавшийся кризис были примером стабильности для других. Но в 2012-м была принята «Концепция промышленного развития Среднего Урала до 2018 года», на деле оказавшаяся урезанием бюджетов по всем фронтам при полном отсутствии инвестиций, что на фоне начавшихся позже санкций начало уральскую промышленность в прямом смысле слова убивать. Закрывались заводы, которые уже несколько веков, еще со времен Демидова, являлись брендом региона.

А это массовые сокращения людей, которые порой выливались в массовые акции с голодовками. Метзавод, «Волчанский уголь», «Ураласбест», «Режникель» - это неполный список значимых для региона погибших предприятий и тысячи оставшихся без работы уральцев, в суть проблем которых губернатор Куйвашев не вникал даже близко. Выживут – выживут, закроются – закроются.

А ведь когда-то, заступая на пост, он заявлял, что его главная задача – улучшение качества жизни людей. Смотрим, что сделано. Полторы сотни уральских деревень живут в средневековье – без дорог, почты, магазинов, медпунктов и прочего. Жители города Верхотурье платят за черную воду в кране по ползарплаты, в некоторых поселках с ночи люди выстраиваются в очередь за водой, которую привезет (или не привезет) гусеничный трактор (другой не пройдет), в Ирбите под исполнение указов президента многодетным матерям выделили землю – в лесу, а многодетные семьи из областного центра, приехав на выделенные им участки под строительство, собирали… камыши, ибо, участки оказались болотом.

Проблема бездорожья в регионе из простого недовольства людей в 2014-м вылилась в целую серию автопробегов с общим заголовком: «Плачу налоги, Куйвашев – где дороги?». Ну, а всегда бывшая бедой экология при нынешнем губернаторе так бедой и осталась – если у него не получилось хотя бы оставить на прежнем уровне цветущий регион, зачем ему заморачиваться охраной каких-то скотомогильников, сточных вод, попадающих в реки и зеленого снега в том же Первоуральске?

В 2011-м область твердо шла на первом месте в рейтинге самых грязных регионов страны, а в этом году ее обошла Челябинская область – так что, по сути, не ударив даже палец о палец, губернатор Куйвашев, согласно статистике, заявленную им ранее экологическую программу региона не провалил. К сожалению, это единственное, что он не сделал хуже.

Не вытянул, как обещал, из кризиса и ЖКХ. Долги, неплатежи, аварии, отключения тепла в морозы  - ни один район области не остался без «невнимания» коммунальщиков. А программа капремонта так и вовсе с треском провалилась. В области еще помнят, как дома, чья очередь на ремонт подходила, в прямом смысле слова жгли, устраивали аварии в виде потопов и срезанных в канун зимы труб. Жители многих городов митинговали и открыто требовали отставки министра ЖКХ области Николая Смирнова – но все тщетно, Смирнов являлся ставленником и близким соратником Куйвашева. А на чужой земле свои люди под рукой нужны всегда.

За почти пять лет своей работы губернатор Куйвашев настроил против себя не только простых свердловчан, но и местную чиновничью братию. Губернатор Свердловской области, ранее не проходивший «крещение»  ни федеральным депутатством, ни даже региональным весь свой срок пытался ограничить полномочия муниципалитетов, уничтожая такое понятие, как прямые выборы мэров, увольняя по ходу непослушных и укрепляя вертикаль собственной власти в регионе.

Итог руководства Куйвашевым Свердловской областью печален и разрушителен. И если в каждом российском регионе свою пятилетку хотя бы по разу отсидит такой вот «куйвашев», фраза Шимона Переса, назвавшего Россию «белой Нигерией», намекая на то, что находясь далеко от Африки географически, наша страна не ушла от нее далеко… во всем остальном, уже и не покажется безобидной шуткой.  Может, сведловчанам не наступать во второй раз на те же грабли? В сентябре-месяце.