Медаль за «Заслуги» и область в разрухе

Не так давно президент наградил губернатора Турчака медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени «за достигнутые трудовые успехи, активную общественную деятельность и многолетнюю добросовестную работу», чем, конечно,  удивил, и даже заинтриговал многих. Всем интересно, что это за успехи у главы региона, который по итогам прошлого года признан беднейшим субъектом федерации. Что ж, перечислим эти «успехи».

Область заняла 84 место в рейтинге благосостояния семей, у которых при наличии одного ребенка после всех минимальных расходов останется на руках 11 тысяч 396 рублей в месяц, а при наличии двух – и того чуть больше тысячи. При том, что средний семейный остаток по стране  – 28 тысяч рублей.

Так же Псковская область заняла 50-е место из 85 в экологическом рейтинге городов России по итогам 2016 года и восьмую строчку из девяти в СЗФО.

Зато по показателям смертности по итогам марта 2017 года Псковская область в очередной раз стала лидером  с коэффициентом 18,2 на тысячу человек.

А в остальном все так же печально. 78-е место в России по уровню организации центров оказания государственных и муниципальных услуг, работающих по принципу одного окна (МФЦ), согласно данным Минэкономразвития.

Предпоследнее место России по индексу образовательной инфраструктуры согласно исследованию корпорации «Российский учебник» и НИУ «Высшая школа экономики» (ВШЭ).

Размер государственного долга Псковской области на осень 2016 года составлял 14 млрд 709 млн 420 тыс. рублей или 92,3% к собственным доходам бюджета. Объём коммерческих кредитов - 7,9 млрд рублей, бюджетных — 6,1 млрд рублей, а только обслуживание долга – порядка 678 млн рублей так же на октябрь прошлого года.

В общем, одни расходы – доходов никаких. И как лучи света в «темном царстве» - сияющая на губернаторской груди медаль за заслуги. Перед кем и за что?

То ли дела, то ли делишки

Андрей Турчак возглавляет Псковскую область с 2009 года. Хотя, как говорят, курсы «медведевских ставленников» он начал проходить еще в 2007-м. Назначение в Псковскую область, как тогда говорили, «мажора» связывали с влиянием его отца Анатолия Турчака, который вроде как там в «центрах» со многими за панибрата.

Чем отметился молодой губернатор в первые годы правления? Например, бывший лидер местного ЛДПР Сергей Макарченко вспоминает историю приватизации дорожных компаний «ДЭУ» и «ДЭУ-3» в 2012 году. Он выяснил, что предприятия за бесценок перешли в руки питерским предпринимателям. По подсчетам Макарченко, область на этом потеряла почти 84 миллиона рублей.

В том же 2012-м Турчак примчался в Пыталовский район – выяснять чуть ли не «на кулаках», как вышло, что главой района избрали не согласованного с ним кандидата. Прямо во время заседания, прошедшего на «повышенных тонах», одному из коммунистов, поддержавшему «не того» кандидата, стало плохо – он там же и умер.

Турчак сменил в области Кузнецова, вслед которому еще долго неслись нелестные эпитеты – но, как ни удивительно, тот умел держать хозяйство профицитным даже на многолетнем псковском «безрыбье», вернее, безденежье. А Турчак пришел и уже на следующий год сделал бюджет дефицитным.

Не умея искать резервы внутри, губернатор находил их в центре – правда, и здесь, как говорят, его бы старания да в нужное русло.

Празднование 1150-летие Изборска – маленького городка с крепостью в 30 километрах от Пскова. Крепость, построенная на границе с Европой, выдержала восемь осад. Девятой оказалась осада гастарбайтеров, которых наняла на работу в 2012 году питерская компания «Балтстрой». До этого реставрационные работы вела местная компания, но от нее отказались – под предлогом того, что она не успеет освоить такое количество денег в отведенные сроки. «Балтстрой» освоил деньги быстро, но со скандалом: историки и реставраторы указывали, что вместо реставрационных работ в Изборске проводился банальный ремонт по типу «тяп-ляп».

Было возбуждено уголовное дело, выяснилось, что государство переплатило как минимум 100 миллионов рублей за ремонт, который в любом случае надо переделывать.

Следующая история с набережной реки Великой: в том же 2012 году Покровский бастион XVIII века раскопали для организации технической дороги и выдрали деревья. На работы потратили 500 миллионов рублей.

Сами набережные достроили на федеральные полтора миллиарда в обмен на обещание псковских властей привлечь в район частные инвестиции. Какие это инвестиции, можно увидеть по почти полному отсутствию здесь обыкновенных кафе, не говоря уже о парках развлечений, кинотеатрах и прочих радостях «выходного семейного дня».

Следующие деньги из Москвы Турчак выдрал на переделку улицы Пушкинской в местный «Арбат», где один лишь отреставрированный Пушкинский театр обошелся в 800 миллионов рублей. Для сравнения – реставрация театра на Таганке стоило 150 миллионов.

«Думаю, что в ближайшие годы Псковская область превратится из традиционно дотационной в самодостаточную», – говорил когда-то полпред Клебанов, представляя в свое время главу региона.

А оказалось, что даже надежда на привлечение московских денег, по-настоящему больших инвестиций регион не дождался - а те, что все-таки давали, уходили на заранее провальные проекты, никакой пользы Псковской земле не приносящие. Это видно из отчета Счетной палаты региона, в котором за один только 2015 год сумма нарушений Бюджетного кодекса превысила 2 млрд рублей.

Многие предприниматели, недовольные политикой местной власти, сворачивают свой бизнес и ищут счастья в других регионах. Да и вообще, Псковская область тает на глазах. Согласно переписи населения 2010 года, в четверти сел Псковской области вообще никто не жил. Еще треть сел – это населенные пункты, в которых живут от одного до пяти человек.  За шесть лет правления Турчака (с 2009-го по 2015-й) население области сократилось на 6%, то есть на 45 тысяч человек. Такими темпами регион терял людей только в Великую Отечественную. 

Пьянство, низкая рождаемость, чудовищная бедность: по уровню доходов населения ни в Северо-Западном, ни в соседнем Центральном федеральном округе беднее региона нет. Вот это действительно заслуга губернатора.

Область областью – а свой карман ближе

Зато себя и семью губернатор явно не обижает. Причем, порой блюдет свой интерес весьма закомуфлированным способом – а августе прошлого года Турчак предложил Владимиру Путину повысить таможенные пошлины на импортную электронику до 60% с максимальных на данный момент 14%, что якобы увеличит долю отечественной продукции на рынке. И даже назвал потенциальный доход бюджета – порядка 600 миллиардов рублей.

Идея сама по себе неплоха – однако, как выясняется, не об импортозамещении пекся губернатор. Бизнес его семьи серьезно связан с производством электроники, причем часть компаний, аффилированных с его супругой Кирой, отцом Анатолием и братом Борисом, сегодня буксуют и им как воздух нужны новые заказы и контракты.

Например, тесно связанная с очень важным активом Киры Турчак АО «Заслон» УК «Проминвест» получила госконтракты на сумму без малого 3,2 миллиарда рублей, а в 2016 – лишь на 82,6 миллионов.

Правда, несмотря на трудности, супруга Турчака по-прежнему входит в число самых состоятельных губернаторских «половин» - 38 миллионов доход в 2015 году, 37,4 – в прошлом. Сам губернатор при этом глаза людям своими личными доходами не мозолит – чуть больше миллиона в позапрошлом году, 719 тысяч – в прошедшем.

Анатолий Турчак, влиятельный папа псковского губернатора, как говорят, тоже связан с немалым количеством компаний, часть из которых заточена на электронику и очень нуждается в «подпитке». Так что не просто так родственничек-губернатор просит президента поставить таможенные «заграждения» на импортную технику…

Что же касается доходов управляемого Турчаком региона, то на 2017 год и плановый двухлетний период они запланированы в сумме более 21,7 млрд рублей, расходы – свыше 23,9 млрд рублей. Доходы консолидированного бюджета составят более 26 млрд рублей, расходы – свыше 28,5 млрд рублей. И никаких тебе волнений и предложений от губернатора по выводу области из глубочайшего кризиса. В общем, судя по всему, первым делом для него семейный бизнес, ну, а Псковщина, как в той известной песне, потом…

Без Турчака хуже не будет

На фоне полной беспросветности в жизни региона, сейчас в Псковской области неравнодушные общественники собирают подписи за отставку главы региона Андрея Турчака. Возможно, кто-то, может, даже сам Андрей Анатольевич удивится – мол, за что?

Давайте удивим господина губернатора, давайте его просветим – возможно, медаль от «самого» и тяжкие думы о спасении семейного бизнеса не позволяют губернатору уделять госслужбе много времени.

Без малого 20% псковичей фактически живут за чертой бедности – то есть, каждый пятый житель области имеет доход меньше прожиточного минимума. Дефицит бюджета области – 14 миллиардов рублей – при том, что придя в область в 2009-м, Турчак получил хотя и небольшой, но профицит, то бишь, превышение доходов над расходами.

Понятное дело, что такой минус в бюджете тянет назад многие, особенно социальные сферы региона - закрываются школы, детские сады и больницы, не хватает лекарств, а зачастую нужных препаратов просто не на что закупить, не хватает специалистов, да и те, что есть, потихоньку уезжают в другие регионы.

Уже давно многие в области считают, что отставка Турчака будет благом для области и уж точно не вызывет никаких потрясений или ухудшения социально-экономического положения.

«Путин, спаси Псковщину от Турчака», «Турчак порочит статус государственного служащего» и вотумы недоверия губернатору – основные девизы инициаторов протестных акций и петиций за его отставку

Тем более, что со слов руководителя политической структуры "Блок Краснов" Василия Краснова, в результате прямого общения с жителями области удалось выяснить некоторые особенности победы Турчака на последних губернаторских выборах, на которых при мощном кремлевском лобби Турчак набрал официальных 73%

По мнению Василия Краснова, если бы на выборы голосовать за «конкретного» кандидата силком бы не гнали бюджетников, студентов, сельчан и так далее, Турчак едва ли собрал 30% голосов.

Мнение человека

Вообще, Василий Краснов известный на Псковщине оппозиционер. Не потому, что он против власти – он против плохой власти. Мы побеседовали с этим неравнодушным к своей родной земле человеком о том, кому на Псковщине жить хорошо, а кому – и выживать с трудом.

На вопрос о том, действительно ли на фоне всех этих протестных настроений в области губернатор Турчак не оправдал надежд, Василий Краснов сказал так: «Он просто не оправдал доверия. Исчерпал возможности – это значит, что человек сделал ряд жизненно важных для региона вещей, а потом силы и идеи закончились. Здесь же идеи, похоже, и не начинались. Когда в 2009-м Турчак пришел во власть, вокруг только и говорили о том, что это человек, близкий к Путину, ждали инвестиций на реальные дела, ждали экономического роста...».

Более того, он не сомневается в том, что «все надежды уже оказались мифом, а сам Турчак для региона станет настоящей могилой. Он делает все для того, чтобы осложнить и без того тяжелую участь жителей региона».

И приводит конкретный пример того, как до недавнего времени выживали псковчане, в своей массе зарабатывающие 10-15 тысяч в месяц (21 т. средняя зарплата за 2016 год при среднероссийской в 34 тысячи и место в восьмом десятке).

А выживали за счет огорода, приусадебного хозяйства, собственного урожая. И вот, видимо, чтобы у людей отнять и этот мизерный источник даже не дохода, а пропитания, администрация области приглашает фирму из Питера, которая повышает кадастровую стоимость земельных участков в 25 раз. За работу питерцам псковские власти заплатили не один миллион рублей из денег налогоплательщиков, которые после новой оценки земли должны еще и в 25 раз платить больше за свои участки. Вот такой парадокс выходит – вроде как ты сам за свои деньги просишь сделать так, чтобы за собственный огород платить дороже.

Но самое главное, что можно поставить в вину Турчаку, по мнению Краснова – это провал программы экономического роста для одного из беднейших регионов страны. Например, вместо всем понятной программы развития индустрии туризма в области, который мог бы приносит в бюджет немалые деньги, разворачивается невнятный проект особой экономической зоны, в которую уже вбухали более 3,5 миллиардов рублей, и которая ничего еще на свет не произвела и вообще еще даже окончательно на запустилась. «Особая зона» давно стала настоящей пропастью для вбухивания туда денег и сил – и это при том, что по другим направлениям социальные программы или не выполняются в полном объеме или стоят совсем из-за нехватки средств.

«Единственный шанс для региона выбраться из сегодняшней трясины - местный коренной губернатор», - считает Василий Краснов. – «Человек, по-настоящему болеющий за свою землю и коалиционное правительство, в котором будет не каждый тянуть одеяло на себя, а сообща решать те или иные проблемы, задачи и проекты, потому что на каждое конкретное место должен назначаться специалист, менеджер своего направления, а не просто представитель партии чисто для «кворума» или процентного соотношения между теми или иным политическими силами. И только тогда, надо понимать, неизбежно пойдет обратный процесс – медленный и непростой выход области из того тупика, куда ее загнала нынешняя администрация губернатора Турчака».