Личность столичного мэра Сергея Собянина сейчас стала вызывать существенно больший интерес – его обострение связано с предстоящими выборами в Госдуму. Эксперты и источники наперебой заявляют о том, что градоначальник станет «паровозом» в партийном списке «Единой России».

Это станет не более, чем повторением тюменской истории – еще будучи губернатором, Собянин также на выборах возглавил списки ЕР. Это было еще в 2003 году, и теперь столицу куда сильнее интересует прошлое Сергея Семеновича. По столице уже поползли слухи о том, что Собянин лоббирует интересы компании «Лукойл».

Москвичи стали понемногу узнавать о «Тюменском спруте», и, хочется надеяться, что не слишком поздно.

Лукойл

Как и во многих случаях, у Сергея Собянина к «Лукойлу» имеется частично семейный интерес. Корнями это уходит глубоко, тяготея еще ко временам Когалыма. Прежде, чем возглавить нефтяную компанию, Вагит Алекперов являлся первым заместителем министра нефтегазовой промышленности Советского Союза, а еще ранее – руководил ПО «Когалымнефтегаз», относящееся к Главтюменнефтегазу.

Там же, председателем профсоюзного комитета трудился некий Александр Гаврин. Вообще у Гаврина в тот период времени было множество разных назначений – он был и главной администрации Когалыма, и его мэром. Он всегда считался человеком от «Лукойла», и Когалым давно уже «отдан» этой компании.

В начале нулевых Вагит Алекперов совершил наиболее удачный ход для компании, сумев направить Гаврина в состав правительства недавно избранного президента Владимира Путина.

Родство здесь проходил по линии бывшей жены Собянина – по некоторым слухам, она приходится Гаврину родственницей. Считается, что через «Лукойл» и Гаврина Сергей Семенович сумел пробиться на политическую вершину Тюменской области, и уже оттуда проложил путь в Москву.

При этом, окончательных и достоверных данных о степени родства бывшей жены Собянина с Гавриным почти что нет – считается, что она приходится Александру двоюродной сестрой – к этой версии склоняются и жители Когалыма.

Карьера мэра – от завода в Челябинске до кабинета в Москве

Однозначно понятно, что стало главной движущей силой в карьере Сергея Собянина – родство с руководством «Лукойла» и покровительство Вагита Алекперова стремительно выстроило карьеру чиновника.

Чем же занимался Сергей Семенович до того, как обратиться к тюменской политике? Рожденный в селе Няксимволь Березовского района Тюменской области, молодой Сергей Собянин не знал иных маршрутов, кроме как становление человеком труда. В 1975 году он переехал в Челябинск, и устроился на Челябинский трубопрокатный завод, параллельно обучаясь на заочном отделении мехфака Костромского технологического института.

Окончив в 1980 году высшее учебное заведение, Собянин стал руководителем бригады токарей, позднее - мастером цеха, и в 1982 году он перешел на работу в Ленинский райком ВЛКСМ. Однако настоящим «переломом» в жизни Собянина стало назначение в город Когалым, куда он отправился в 1985 году.

Главой города Сергей Семеновича назначил тогдашний глава Александр Филипенко, известный не только тем, что позднее стал губернатором ХМАО, но и своим тесным сотрудничеством с «Лукойлом».

Появление Собянина не федеральном уровне произошло в начале нулевых – он отправился в Совет Федерации, после чего, в июле 2000 года, был назначен первым замом полпреда президента в УрФО (тогда эту должность занимал Петр Латышев, поддерживающий с Вагитом Алекперовым деловые связи).

Пока «ставленник Лукойла» Гаврин становился министром энергетики России, Сергей Собянин получил должность губернатора Тюменской области, таким образом, на время выбыв с федерального уровня.

Однако возвращение не заставило себя ждать – разделавшись с губернаторством, Сергей Семенович сначала вошел в совет при президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов, а в декабре 2005 года был назначен руководителем администрации президента РФ. Уже в 2008 году, будущий мэр Москвы отправился в Белый Дом, став вице-премьером и руководителем аппарата правительства, которое возглавил Путин.

В 2010 году, после того, как мэра Москвы Юрия Лужкова, все же, сместили, Сергей Собянин получил назначение на пост градоначальника, и уже в 2013 одержал победу на всенародных выборах мэра.

Защита от рейдерства

Сменив множество высокопоставленных должностей, Сергей Собянин, тем не менее, продолжал помнить о Вагите Алекперове, и не бросал его и «Лукойл» в беде, когда нужна была помощь.

Такой случай подвернулся в 2006 году – тогда Игорь Сечин намеревался совершить рейдерский захват компании «Лукойл», спланировав реализовать задуманное с помощью генерального прокурора Владимира Устинова.

Глава «Лукойла» тогда позвонил Собянину – это было 1 июня 2006 года, и сказал о том, что Генеральная прокуратура планирует в «Лукойле» выемку документов, причем планирует ее на второе июня, то есть, на завтрашний день.

Сергей Собянин тогда оперативно связался с президентом Путиным, который, как было известно Собянину, никаких акций в отношении «Лукойла» не одобрял и не планировал. По слухам, Путин сразу велел Собянину приехать в Ново-Огарево вместе с Ларисой Брычевой, главой правового управления Кремля.

Туда же первого июня прибыл по вызову и спикер Совфеда Сергей Миронов. Они остались ночевать в Ново-Огарево, а наутро поехали в Москву с указом об отставке генпрокурора. Устинов отправился в отставку, что стало для всех большой неожиданностью, а рейдерская атака Сечина была остановлена. Так Собянин оправдал вложение в его политическую карьеру, сделанные Алекперовым.

Авиаактивы

Помимо прочего, Сергей Собянин занимался лоббированием интересов тюменской компании ЮТэйр. Здесь, опять же, связи – мэр Москвы тепло общается с Владимиром Богдановым, главой «Сургутнефтегаза», и одним из руководителей авиакомпании ЮТэйр.

Также существует версия, что Сергей Семенович, в том числе, заинтересован в акциях авиакомпании, в то время как, по слухам, в состав акционеров входила некая Анна Сергеевна, якобы связанная с «Семенычем». В блогосфере продвигают версию того, что мэр Москвы мог продать (или передать) свои акции дочери.

В начале 1997 года Собянин, среди прочего, «стал частным инвестором Тюменьавиатранса за счет бюджетных вливаний ХМАО» - об этом также говорили блогеры. Примечательно, что с 1996 года Собянин был председателем думы Ханты-Мансийского автономного округа.

Постепенно активы изначально Тюменского управления гражданской авиации, реорганизованного в авиакомпанию «Тюменьавиатранс», позже переименованную в «ЮТэйр», были выведены из госсобственности и попали в частные руки. Важным вопросом без ответа остается один – кто такая Анна Сергеевна на самом деле?

Стоит ли и говорить о том, что Сергей Собянин в свое время также проявлял интерес к авиакомпании «Когалымавиа», которая перенесла трагедию в конце октября 2015 года. Будущий мэр Москвы даже рассматривал возможности объединения нескольких авиакомпаний в холдинг, который составил бы конкуренцию «Аэрофлоту», однако идея не продвинулась дальше зачаточной стадии. Может, для Собянина оно и к лучшему?

В бизнесе Собянина большую роль играет строительство. Известная всем компания «Аэродромстрой» считается аффилированной к мэру Москвы. Глава «МДС-групп» и «Аэродромстроя» Сергей Солодовников считается человеком Собянина, и не так давно в отношении его возбудили уголовное дело о хищении крупной суммы бюджетных денег.

По данным следствия, компании Солодовникова вывели порядка 3.5 миллиардов рублей при реконструкции аэропорта «Домодедово». При этом все тот же Сергей Солодовников руководит АО «Строительное управление № 1» («СУ-1») – компанией, задолжавшей кредиторам почти 2 миллиарда рублей.

«Аэродромстрой» получал дорогие государственные контракты еще в бытность Сергея Собянина тюменским управленцем. С его переходом в федеральную власть география госконтрактов компании лишь расширилась.

С приходом Евгения Куйвашева, члена «тюменского спрута», во власть в Свердловской области, «Аэродромстрой» внезапно активизировался и на Урале.

Бывшая жена московского мэра, в свое время, получила прозвище «Ира-бордюр» - все установленные в регионе бордюры прошли через ее руки. Запомнилась горожанам и история со строительством первого в городе подземного перехода, который, в силу облицовки дорогим мраморным гранитом, оказался в пять раз дороже запланированного.

Примечательно, что «Аэродромстрой» получал необычайные контракты еще в бытность Евгения Куйвашева мэром Тюмени. Тогда власти города объявили открытый конкурс №76/08-ок

Предмет контракта – «Оказание услуг по разработке программы развития транспортно-дорожного комплекса г. Тюмени на 2010-2015 годы с прогнозом до 2020 года». Работу эту власти оценили в 54 млн рублей – такова была максимальная цена контракта. Нетрудно догадаться, кто, в конечном счете, стал победителем конкурсе, не так ли?

Слабое место Собянина

Как писал Устав.ком ранее, по мнению московских политологов "Минченко консалтинг", свердловский губернатор Евгений Куйвашев является «слабым звеном» в команде московского мэра Сергея Собянина. Одной из причин такого вердикта стало то, что Евгений Куйвашев до сих пор не прошел процедуру прямых выборов в Свердловской области. 

Более того, уже больше года губернатор не может добиться встречи с Владимиром Путиным. Российский президент упорно игнорирует Куйвашева, несмотря на все его попытки «засветиться» перед российским лидером. Такую оценку свердловскому губернатору вынесли эксперты холдинга «Минченко консалтинг» в своем докладе «Политбюро 2.0» и сирийский гамбит».

Специалисты холдинга в докладе анализируют позиции ближайшего окружения президента. По мнению экспертов, позиции московского мэра в значительной степени ослабляются губернатором Евгением Куйвашевым, которого поддерживает Сергей Собянин. В докладе «Минченко» говорится о том, что если позиции тюменского главы Якушева в последнее время укрепились, более того, он стал проявлять намного больше самостоятельности, то свердловский губернатор и глава Пермского Края Виктор Басаргин становятся слабым звеном в команде Сергея Собянина, так как оба губернатора до сих пор не прошли через выборы.

Напомним, что в интервью газете «Ведомости» губернатор Евгений Куйвашев подтвердил свою близость к Сергею Собинину и сказал, что они давно знакомы и что у них «теплые отношения».