Когда ум заходит за разум

Наверное, когда у главы региона все в порядке с экономикой и социальной сферой, наступает время уделить внимание мелочам, до которых раньше не доходили руки. Видимо, будучи твердо уверенным в том, что в его хозяйстве полный порядок, губернатор Калужской области Анатолий Артамонов решил объявить войну футбольным фанатам, которых, в силу прозябания местного ФК «Калуга» в подвалах мало кому интересной второй лиги, в регионе по пальцам сосчитать, да и не бывает здесь таких жарких футбольных баталий, из-за которых стоило бы город на уши поднимать.

С чего тогда поднял губернатор проблему, которой в его владениях нет? Вполне возможно, что по причине банальной экономии. «Я нашим ребятам из «Калуги» говорю: ни в коем случае не занимайте первое место в этой лиге. Перейдете в первую лигу – а там уже совсем другие болельщики», – сказал чиновник.

Говорю одно – думаю другое? Там не только болельщики другие – там деньги другие. Так что, по сути, глава региона посоветовал руководству главного футбольного клуба области не прыгать выше головы, не занимать никаких призовых мест, а продолжать играть на потеху тем нескольким сотням болельщиков, которые еще помнят, где проходят матчи зоны «Центр».

В ответ на предложение Артамонова запретить в стране фанатское движение, как таковое – футбольные болельщики в социальных сетях раскритиковали предложение Анатолия Артамонова и в ответ предложили «запретить должность губернатора в том виде, в котором она существует».

Вообще, высказывание губернатора на околофутбольную тему вызвали множество комментариев в соцсетях – в том числе, и среди тренеров и спортсменов. «Болельщик и фанат – две разные вещи. Я считаю, что фанатское движение в любом случае должно быть. Взять хотя бы Англию, посмотрите какой у них футбол. И многое для развития игры сделали фанаты. Без них не было бы такого шоу и красивого футбола» – это слова капитана ФК «Калуга» Юрия Дубровина.

Валерий Алистаров, мастер спорта СССР, чемпион РСФСР 1977 года, то же высказался по этому поводу: «В наше время мы были на одной волне с фанатами. Бывало, что даже на руках заносили всю команду в автобус. Дружелюбно все было. А сейчас фанаты сами по себе, футбол сам по себе».

Но едва ли губернатор Артамонов, привыкший слышать лишь себя, услышал эти высказывания. Это все мелочи для человека, который «победил» кризис в регионе лишь потому, что запретил вслух говорить само слово «кризис».

«В свое время я сказал – нельзя говорить о кризисе. Если бы начали все говорить «кризис, кризис…», то он к нам бы и пришел. А так – все обошлось», – раскрыл секрет борьбы с глобальным кризисом губернатор.

Вот интересно – если запретить говорить себе слово дождь во время шквального ливня, останешься сухим? Нет – не останешься. Так и в Калужской области запрет на слово «кризис» никуда не дел многочисленные местные проблемы буквально во всех сферах жизнедеятельности региона.

Вначале было слово – потом еще много слов…

В свое время, почетный работник образования РФ, заслуженный работник муниципального образования города Калуги и депутат городской думы Калуги 1990−2004 годов, Виктор Комиссаров назвал калужского главу «губернатором невыполненных обещаний».

Перечислить их пальцев не хватит. Одним из самых громких заявлений Артамонова еще при вхождении его во власть в 2000-м было обещание строить школы, изменить ситуацию в образовании региона и, прежде всего – вернуть уважение к учительскому труду и конкретно к каждому учителю. Воз и поныне там.

А чего стоят фразы с трибун типа «обязательно построим в Калуге Дворец спорта», «пересажу чиновников области на общественный транспорт», «в области построим 9 школ», «сохраним Дом культуры «Строитель» для детей», «разберемся, есть ли нарушения закона при лишении аккредитации школы имени А. С. Пушкина», «восстановим исторический облик Калуги» и масса других? И снова слова, слова, слова…

Зато уж если за что губернатор берется, так стонут все. Центральный рынок, дававший тысячи рабочих мест и привлекавший десятки тысяч покупателей, с личного распоряжения главы региона начали сносить даже несмотря на митинги протеса, просьбы людей провести публичные слушания или референдум о судьбе рынка.

Да что там рынок? Губернатору даже история края глубоко безразлична. И это при том, что как-то сам президент Путин сказал в послании губернаторам: «Хочу обратиться ко многим из вас: не прятаться в служебных кабинетах, не бояться диалога с людьми – идти навстречу, честно и открыто разговаривать с людьми, поддерживать их инициативы, особенно когда речь идёт о таких вопросах, как благоустройство городов и посёлков, сохранение исторического облика и создание современной среды для жизни».

А калужский губернатор делает все ровно наоборот. Несмотря на возражения общественности, письма, митинги и пикеты, был варварски изменен классический облик флигеля знаменитой усадьбы Яновских на старинной калужской улице Воскресенской, ради размещения в здании министерства экономического развития Калужской области. Ни просьбы, ни даже пикет калужских краеведов не спасли в областном центре старинного дома купцов Костроминых с образцом деревянной калужской городской резьбы XIX века.

Прошедший 2017-й президент объявлял годом экологии, поручив правительству «… подготовить программы сбережения уникальных природных символов России». И вновь калужский «голова» не собирался считаться с президентскими «заветами».

Считавшийся символом Калуги, зелеными легкими города, старинный городской бор, уникальный лесной массив и к тому же памятник федерального значения, сегодня гибнет на глазах.

Часть его уже выведена из охраняемого статуса ввиду необходимости строительства объездной дороги вокруг Калуги. Хотя иметь свой дом губернатор Калужской области Анатолий Артамонов предпочитает именно на этой огромной территории федерального заповедника. 2,5 гектара Калужского бора находятся у Артамонова в аренде, а еще 5 гектаров он использует бесплатно – бессрочный сервитут для обеспечения проезда. Кстати, в перечне объектов недвижимости, которой владеет губернатор Анатолий Артамонов, произошли значительные изменения. Площадь его дома увеличилась в полтора раза – с 263,8 кв м до 442,6 и, как сказано в декларации, «площадь ранее находящегося в собственности дома увеличена в результате реконструкции». То бишь, символ Калуги частично превратился в фазенду для губернатора – а остальная его часть превратилась в заброшенный и захламленный лес, куда давно не хочется ходить с семьей в выходной день.

На бумаге хорошо – а на деле?

Удивительное дело – все эти различные рейтинги губернаторов, регионов, уровней жизни и так далее. В калужских верхах твердо уверены, что их область давно и прочно находится среди самых передовых и продвинутых регионов.

Понятное дело, если главное оружие их губернатора – слово, то сказать о том, что ты лидер, здесь проще пареной репы. Запретил говорить «кризис» – типа, кризис исчез. Сказал, что ты лучших из лучших – значит, так оно и есть.

Но как завоевывались эти вершины, если по слухам, даже в Кремле Калужскую область считают едва ли не образцовой? Думаете, повышением зарплат и пенсий, строительством новых заводов и предоставлением тысяч новых рабочих мест, выполнением всех социально значимых задач и поднятием уровня жизни?

Отнюдь. Калужская власть к рейтинговым пьедесталам пошла другим путем. В свое время сверху в регионы был сброшен наказ – профильным министерствам и их областным «младшим братьям» в «обязательном» порядке участвовать во всех значимых федеральных конкурсах и «обеспечить» при этом призовые места и наличие победителей.

Не знаю, как где, но калужские власти к такому наказу отнеслись как к приказу «старшего по званию» и бросились исполнять его буквально по всем направлениям. Для участия в конкурсах выделялись огромные деньги, готовились команды – многие отраслевые специалисты были вынуждены отрываться от своих прямых обязанностей, что бы принять участие к этих «кэвээнах».

Старания калужских чиновников не пропали даром – наверху регион заметили как тот самый «передовой и продвинутый», что, естественно, сразу, словно биржевых маклеров, взбудоражило составителей многочисленных рейтингов, и заставил их подтянуть Калужскую область поближе к «пьедесталу».

Понятно, что любой малозначимый успех региона на «внешнем» поприще не обходился без упоминания губернатора Артамонова, который по частоте упоминания о себе любимом, многие годы числится в лидерах среди своих коллег и вообще отечественных политиков.

Что же такого сотворил губернатор Артамонов за несколько своих (с 2000-го года) губернаторских сроков, что его превозносят до небес? Может, вместо бога «помазал» свой регион, может, коммунизм выстроил на отдельно взятой территории?

Когда в Администрации президента страны готовят очередной «черный список» губернаторов, которых вскоре могут попросить с вещами на выход, причинами для смены главы региона обычно называют один из трех основных факторов: плохая и ухудшающаяся экономическая ситуация, электоральное недовольство главой региона и утрата доверия.

Здесь, как всегда калужская власть за словом в карман не лезет, заявляя, что и так неплохая экономическая ситуация в области в ближайшие три еще более стабилизируется. И вообще, мол в последние годы Калужская область демонстрирует быстрое экономическое развитие и наращивает свой производственный и научный потенциал.

А доцент факультета финансов и банковского дела РАНХиГС Сергей Хестанов, отмечая регионы с наиболее тревожной экономической ситуацией, среди прочих назвал как раз Калужскую область. Как говорится, луч правды в темном царстве лжи.

Именно поэтому калужане, искренне удивляясь официальной обозначенной средней зарплате в регионе почти в 31 тысячу рублей и устав вытягивать семьи на 12-17 тысяч в месяц , продолжают садиться на электрички и в автобусы, и уезжать на заработки в соседнюю Москву. А губернатору, за неимением чего предложить, остается лишь пенять землякам на отсутствие любви к малой родине: «Калужане! Возвращайтесь домой! Везде хорошо, а дома лучше…».

На такое заявление калужане отвечали комментариями в соцсетях. «Чиновники вместо того, чтобы сочинять мифы о Москве, нашли бы реальные причины, почему молодежь бежит в столицу. Собственно, причины все на поверхности, просто они не хотят их замечать».

«Многие забывают о качестве жизни в Москве. Калуга рядом не стояла по больницам, школам, дорогам, коммунальной инфраструктуре. Те, у кого есть возможность переехать в Москву, получают не только в разы большее материальное обеспечение, но и в разы большие возможности их потратить».

«Надо развиваться, а не пугать Москвой. Она рядом, в трех часах езды, калужане ее хорошо знают».

«Необходимо создавать рабочие места, строить жилье и платить хорошую зарплату, прежде, чем домой зазывать…».

Будет ли спрос за безделье?

Выходит, как минимум, одна причина для внесения господина Артамонова в «черный список» губернаторов уже есть. Правда, пока бумажный «феномен» Калужской области кремлевскому оку все же приятней, чем слова простых жителей региона.

И если «всевидящее кремлевское око» пока не видит, где и что надо поменять, калужанам стоит помочь ему прозреть. И повод для этого впереди самый что ни есть подходящий – мартовские выборы президента. Ведь сейчас Кремлю не до региональных проблем, сейчас главная задача, которая ставится губернаторам на ближайшие месяцы – это обеспечение максимальной явки избирателей на выборах. Тем более, что в ходе последних соцопросов, показывающих, что обычный российский обыватель явку на избирательный участок считает пустой тратой времени, а политическая наука говорит, что на выборы идти незачем – от глав регионов требуется вся сила воли и авторитет (если, конечно, он есть), чтобы заставить или уговорить избирателя проголосовать.

Понятно, что победитель на выборах предсказуем, как никогда. Даже, несмотря на то, что итоги последней путинской шестилетки плачевны: экономика в стагнации, жизненный уровень населения падает, внешнеполитические авантюры изолируют страну и втягивают ее в гонку вооружений, которая поглощает треть бюджетных расходов. 

Но и так же ясно, что после них Кремль начнет «разбор полетов» - порегионально, поименно. Этот губернатор обеспечил явку 99%, а тот – лишь 35%. Первому флаг в руки – работай дальше, а со второго спросят. Тем более, сегодня, когда существует множество «неполитических» методов привлечения избирателя на участки – бесплатные концерты, народные гуляния, еда и напитки (может, даже горячительные), не обеспечить явку способен или совсем ленивый, или не популярный в народе, или… он за Путина.

Любого из этих пунктов достаточно, чтобы перестать быть главой региона. Так что, все в руках самих калужан – если они хотят видеть у себя другого губернатора, надо помочь нынешнему предстать в глазах будущего президента… ленивым, непопулярным или… В общем, устроить себе 18 марта обычный выходной - без выхода в город. Там и без нас кому надо победит…