В федеральных теленовостях деятельность президента Владимира Путина освещают не менее активно, как и до объявления о предстоящей пенсионной реформе. Как следует из данных системы «Медиалогия», в апреле этого года глава государства упоминался в среднем 282 раза в неделю, в сентябре — 385. При этом его рейтинг за эти же шесть месяцев упал. Политолог Андрей Захаров объясняет изменения тем, что на социальные факторы наложилась «психологическая усталость» граждан. Социолог ВЦИОМа Михаил Мамонов подчеркивает, что зависимости между «количественным упоминанием на телевидении и рейтингом» политика нет.

После президентских выборов и до объявления пенсионной реформы — в апреле 2018 года — Владимир Путин упоминался в эфире новостных программ на федеральных телеканалах («Первый канал», НТВ, «Россия 1», РЕН ТВ, «ТВ Центр») в среднем 282 раза в неделю. Это следует из данных системы «Медиалогия». Большинство поводов связано с официальными мероприятиями. В мае, когда Владимир Путин объявил новый состав правительства (18 мая) и принимал участие в Петербургском экономическом форуме (24–26 мая), его упоминали чаще — в среднем 365 раз в неделю.

 На фоне пенсионной реформы (проект был внесен в Госдуму Белым домом 16 июня) рейтинг представителей власти, в том числе президента, снизился. По данным фонда «Общественное мнение» (ФОМ), о готовности голосовать за Владимира Путина в сентябре говорили 47% респондентов, в то время как в мае поддержать его были готовы 64% опрошенных. По данным ВЦИОМа, в сентябре работу президента одобряли 63,7% (в мае — 80%). Руководитель исследовательских проектов ВЦИОМа Михаил Мамонов считает, что «нельзя выстроить зависимость между количественным упоминанием на телевидении и рейтингом»: «В некоторые дни мы фиксируем повышение рейтинга в связи с короткими заявлениями Путина, например о губернаторских отставках». Пики присутствия президента в повестке теленовостей пришлись на лето. На одной из недель (с 4 по 10 июня) о нем говорили 714 раз. В эти дни господин Путин успел провести «прямую линию» и посетить Китай. 740 упоминаний зафиксированы с 16 по 22 июля, когда президент встречался с американским коллегой Дональдом Трампом и впервые прокомментировал повышение пенсионного возраста, отметив, что ему не нравится «никакой» из вариантов реформы. В сентябре, когда предложения правительства по пенсионной реформе рассматривались в Госдуме, президента упоминали в среднем 385 раз в неделю.

Эффективность пропаганды сейчас гасится психологической усталостью, накопившейся за годы путинского пребывания у власти»,— полагает доцент РГГУ политолог Андрей Захаров.

«Человеку, живущему в обществе потребления, одной из особенностей которого является разнообразие доступных ему продуктов, товаров и услуг, с определенного момента все труднее понимать, почему в политико-управленческой сфере ему уже десятилетиями предлагается одно и то же. Дело не в персоналиях, а в принципе»,— поясняет он. По словам Андрея Захарова, «могущество официальных СМИ не беспредельно». Отсюда, отмечает он, и «разворачивающаяся на наших глазах великая кадровая революция, жертвой которой уже пали многие и многие губернаторы»: «Впрочем, граждане понимают, что и у этих кадровых замен тоже есть предел, но телевизор уже не в силах утешить их печаль». Ведущий аналитик ФОМ Григорий Кертман полагает, что «нынешний рейтинг президента показывает новую политическую реальность, и повлиять на это федеральные каналы не могут».

Исследование экспертов Комитета гражданских инициатив, обнародованное на прошлой неделе, показало, что в массовом сознании уже произошли «фундаментальные изменения».

Исследователи по итогам проведения фокус-групп зафиксировали у людей «высокую готовность к переменам», признаки «вытеснения надежды на сильную власть запросом на справедливость», а также «ослабление надежды на помощь государства».

«Если бы на телевидении количество упоминаний Путина снизилось, то его рейтинг упал бы не до 67% (уровень одобрения по данным "Левада-центр"), а куда значительнее»,— полагает социолог «Левада-центра» Денис Волков. По его словам, только федеральное ТВ, работающее «без намека на альтернативное мнение, помогло сохранить рейтинг президента даже в протестном 2011 году, когда отношение населения было еще негативнее, чем сейчас».