В ЛДПР предложили обсудить концепцию социально-демократической партии (СДПР) на базе существующих в Госдуме политических структур. Начало дискуссии положил лидер ЛДПР Владимир Жириновский, предложив создать из своей партии, КПРФ и «Справедливой России» вторую политическую силу страны, кроме «Единой России». Ранее с призывом к Жириновскому сменить название партии, отказавшись от слов «либерально-демократическая», обратился и депутат липецкого облсовета от ЛДПР Олег Хомутинников, ныне ушедший в «Открытую Россию».

Предложение о создании СДПР на базе ЛДПР и других думских структур уже появилось на партийном сайте. В партии предлагают кардинально пересмотреть роль парламента в системе управления страной, приводя в пример США. Дескать, даже там должность президента сейчас играет значительно меньшую роль, нежели парламент.

«России необходимо оторваться от прошлого и перейти к двухпартийной демократической системе управления страной. «Единая Россия» должна принять название «Консервативная партия», а все остальные партии, в том числе непарламентские, создать одну большую социал-демократическую партию – СДПР, – говорится на партийном сайте. – Это позволит иметь равновеликие силы в парламентах страны, формировать коалиционное правительство, обеспечит здоровую сменяемость власти на всех уровнях. Только две мощные партии спасут страну от застоя и всегда позволят иметь стабильную ситуацию».

Депутат Госдумы от ЛДПР Ярослав Нилов объяснил, что идея была озвучена Владимиром Жириновским во время выступления на молодежном лагере «Территория смыслов». По словам депутата, речь идет о том, что в России со временем неизбежно сложится двухпартийная система путем слияния всех крупных партий. «Таким образом, СДПР будет включать в себя в основном оппозиционные партии, а на базе «Единой России» может образоваться провластная коалиция. Учитывая пророческие взгляды нашего лидера, прогнозы которого уже не раз сбывались, можно сделать вывод, что создание в России двухпартийной системы неизбежно», – полагает Нилов.

По словам депутата Госдумы от ЛДПР Бориса Чернышова, речь идет и об идеологическом разделении. И если говорить упрощенно, то в этой двухпартийной системе все левые политструктуры окажутся в СДПР, а центристского плана – в Консервативной партии. «Это облегчит и процесс принятия решений в парламенте, и процесс выборов – избирателю будет легче разобраться в программах», – рассуждает Чернышов.

Возникает, правда, резонный вопрос: какая из этих политструктур-гигантов будет отражать интересы либерально-демократического электората. Поскольку никто из нынешнего созыва Думы, включая и ЛДПР, либеральную политику не проводит, а риторика по ключевым вопросам внешней политики мало отличается от кремлевской. 

С другой стороны, на фоне размахивающих хоругвями со Сталиным коммунистов и призывавших к национализации банков эсэров как раз «Единая Россия» выглядит наиболее демократической.

По мнению Чернышова, либерализм точно будет представлен во фланге СДПР, и проводниками этих идей будут нынешние элдэпээровцы. 

«Либеральные идеи присутствуют в нашей партии. Мы выступаем за либерализм в СМИ, за свободный доступ к информации, за честные выборы и будем продолжать об этом говорить. Мы неоднократно использовали лозунг – «самодержавие личности».

Тот факт, что нынешняя политическая система себя изжила, а парламент превратился в место по штамповке решений правительства и президента, мало кто ставит под вопрос. Однако проблема тут не только в идеологическом окрасе партий, но и в том, что реальной оппозицией Кремлю ни одна из думских структур сейчас не является. Так, в частности, мотивировал свое разочарование в ЛДПР один из бывших «соколов» Жириновского, депутат липецкого облсовета от этой партии Олег Хомутинников.

Напомним, что еще весной он объявил о переходе в движение «Открытая Россия» Михаила Ходорковского. В беседе с «НГ» липецкий депутат напомнил, что совсем недавно также предложил руководству партии убрать из названия приставку «либерально-демократическая», поскольку таковой она не является. Отметим, что спустя некоторое время после вступления в ОР Хомутинникова исключили из партии. На прошлой неделе он также получил правительственную телеграмму от Жириновского, в которой тот попросил депутата от ЛДПР добровольно сложить мандат. Как подчеркнул основатель партии, уйдя в «Открытую Россию», Хомутинников предал интересы голосовавших за него избирателей.

Депутат Госдумы от ЛДПР Сергей Каргинов в беседе с «НГ» повторил, что в партии ушедшего к Ходорковскому депутата считают предателем и продумывают способы по лишению его мандата. Он подчеркнул, что вопрос о переименовании ЛДПР в СДПР не стоит. «А свободы у нас в партии и так достаточно, никто никому рот не затыкает».

Политолог Андрей Колядин, ранее работавший в администрации президента, отметил, что двухпартийная система – вполне допустимый для России сценарий. Правда, реализовать его можно в том случае, если обе партии действительно будут отражать интересы населения, а на заглядывать в глаза исполнительной власти, как происходит сейчас. «При создании партий «с низов» достаточно две. Либералы и патриоты. Республиканцы и демократы. Консерваторы и модернизаторы, – говорит Колядин. – Главное, чтобы они работали. Не отсекали незаурядных людей от политики. И боролись за власть».

С другой стороны, власти пока не пойдут на реализацию двухпартийного сценария, считает эксперт. «Всех все устраивает. Ибо борьба за власть любой настоящей партии требует талантов, способностей и харизматичности... А это значит, что большая часть сегодняшних серых мышей в современных партиях пойдут в утиль. И они очень этого не хотят». Причем касается это не только радикальных реформ политической системы, но и ее модернизации даже с учетом нынешнего числа партий. Сейчас политическая конкуренция в России практически отсутствует, что самым негативным образом сказывается на качестве всех действующих политструктур.