Совет Федерации в среду рассмотрит один из самых резонансных законов последних лет. Это антитеррористические поправки, получившие название «Пакет Яровой». Документ внесла в Думу известный депутат Ирина Яровая. В конце прошлой недели, в последний день работы шестого созыва парламент его молниеносно одобрил. Законопроект вызвал массовое недовольство. Почему?

В российском обществе уже давно не было такого единодушия по поводу законопроекта Госдумы. Против поправок Яровой выступили все: правительство, бизнес, эксперты, обычные люди. И даже бывший глава Татарстана Минтимер Шаймиев, который очень редко что-то публично заявляет, раскритиковал закон.

Минтимер Шаймиев - бывший глава Татарстана

«Закон будет рассматривать Совет Федерации — это так принято. Я попросил поручить нашим представителям в Совете Федерации выступить с предложением воздержаться от одобрения. В спешке, в угаре предвыборной борьбы Госдума приняла».

Экс-президента республики не устроили религиозные поправки из антитеррористического пакета Яровой. Но главную критику вызвали пункты о хранении данных. Если закон окончательно примут, операторы связи будут обязаны в течение полугода хранить записи звонков россиян, смс, переписку в Интернете. Большая четверка мобильных компаний уже заявила, что у них просто не хватит денег. Комментирует директор по связям с общественностью ОАО «Мегафон» Петр Лидов.

Петр Лидов - директор по связям с общественностью ОАО «Мегафон»

«На всю отрасль, мы подсчитали, только в первый год у нас потребуется два триллиона рублей. Для сравнения, скажем, выручка «Мегафона» — 300 миллиардов рублей. Либо свернуть свой бизнес и потратить все имеющиеся средства на строительство вот этих дата-центров и закупку оборудования. Либо радикально повысить цены, не платить налоги».

Для сравнения, два триллиона — примерно 15% российского бюджета. Мы обзвонили экспертов. Они согласились с операторами. Исполнить закон — значит хранить невероятный объем данных. Есть мнение, что для этого мировая IT-индустрия должна несколько лет работать только на Россию. При этом гигантские деньги уйдут американским компаниям. Плюс наша система станет уязвимей: долгие месяцы будет храниться массив данных. А силовики получат коды, чтобы их расшифровать. Российский рынок телекома, стратегическая отрасль, переживет потрясение. Мелкие игроки уйдут. Крупным придется резко повысить цены, прогнозирует гендиректор аналитического агентства Telecomdaily Денис Кусков.

Денис Кусков - гендиректор аналитического агентства Telecomdaily

«Естественно все это ляжет на наши с вами плечи, мы будем оплачивать, по сути, этот закон. Что, в общем-то, и говорят операторы со своей точки зрения, что это очень дорого стоит. Я далек от какого-то понимания, что операторы бедствуют, конечно же, нет. Но, на мой взгляд, принятие данного закона никаким образом не улучшит ситуацию с безопасностью наших граждан».

Есть опыт США, о котором мир узнал после разоблачений Сноудена. Там тоже хранят данные пользователей. Но всего за месяц — для реакции на теракт и его подготовку хватает. Это тоже стоит миллиарды долларов. Но платит государство. А если деньги тратят компании, то АНБ, как писала Guardian, компенсирует их расходы. И об активности американских спецслужб можно судить по тому, что они просили Apple помочь взломать им iPhone террориста. Значит, своих данных не было. Изучали ли в парламенте мировой опыт? Знала ли Ирина Яровая, во что обойдется стране ее закон? Думали ли об этом другие депутаты? А если да, зачем приняли? Мнение политолога Алексея Мухина.

Алексей Мухин - генеральный директор Центра политической информации

«Вы поставили меня довольно в затруднительное положение. Предложили мне обозначить мотивацию депутатов и оценить вопросы общества. На то законодатели и законодатели, что они должны оценивать весь комплекс рисков. Депутаты, те которые выступали на словах «против», а проголосовали «за», просто переложили ответственность на Совфед. Вполне вероятно, что Совет Федерации так же не станет брать на себя эту ответственность, в свою очередь, делегирует ее Владимиру Путину».

Операторы связи пока написали письмо Валентине Матвиенко с просьбой отложить законопроект. Но, возможно, придется писать президенту, если еще не написали. Минкомсвязи тоже готовит свои поправки к поправкам Яровой. Времени мало. 20 июля инициатива может стать реальностью и повлиять абсолютно на всех жителей. Этот документ из тех, что можно назвать «законом массового поражения». Против него у российских реалий только одно оружие. Его прекрасно описал Даниил Хармс: «Жизнь победила смерть неизвестным для меня способом».